«Калининград», запущенный чуть более полугода назад, расстроил и руководителей, и владельцев сайтов. Но народ обуздал паническое настроение и начал адаптировать ресурсы для сохранения позиций. В это время Яндекс готовил новый сюрприз для сообщества Рунета. Днем «Х» было выбрано 30 мая, когда балтийская флегматичность сменилась ирландской харизмой. В начале лета ведущей поисковой системой начал заправлять улучшенный алгоритм «Дублин».
Разработчики обновленной платформы единогласно заявили, что все сделано для удобства пользователей. Они утверждали, что новые принципы ранжирования никак не повлияют на позиции качественных коммерческих сайтов. Но официальные заявления – это одно, а реальная ситуация с выдачей – совсем другое. Попробуем, исходя из существующей информации, спрогнозировать, что нам готовит будущее.
Чем отличается «Дублин» от прежнего алгоритма «Калининград»
Новинку следует воспринимать как патч (заплатку), а не полноценный алгоритм. Он был спроектирован для того, чтобы поисковая система Яндекса могла спрогнозировать текущие пожелания пользователей. Ранее «Калининград» анализировал долговременную историю, которая состоит из десятков запросов. Сейчас задачей «Дублина» является «угадывание», что необходимо человеку в данный момент. Для этого интересы пользователей отслеживаются в режиме реального времени. Алгоритм корректирует выдачу под 2-3 запроса, сделанных за последние минуты или даже секунды.
Такая адаптация поиска направлена на обеспечение релевантности выдачи не в глобальном смысле, а персонально для каждого пользователя с учетом его интересов за определенный промежуток времени. Для достижения нужного результата система обрабатывает порядка 10 ТБ информации при ежесекундной нагрузке до 200 МБ. Благодаря этому новшеству результаты поиска теперь больше зависят от конкретных действий посетителей в режиме реального времени.
Объясняя простым языком, «Дублин» вывел на первое место данные из истории за последние минуты, а иногда и секунды. «Калининград» же обрабатывал усредненные данные, а персональный поиск был досягаем не более 30% пользователей. Теперь, благодаря внедрению нового алгоритма, персональная выдача с учетом сиюминутной смены интересов стала доступной всем. Это дало возможность поисковику выдавать более релевантные результаты.
К чему готовиться владельцам сайтов и продвиженцам
Очередное изменение в принципах работы поисковых алгоритмов обязательно повлияет на привлечение трафика и места выдачи. С одной стороны разработчики «Дублина» обещают, что качественные коммерческие ресурсы смогут занять места в ТОПе без продвижения по некоммерческим запросам. Но при этом никуда не пропали посредственные сайты, которые выводились на первые позиции другими способами. Это подтверждает, что поисковая система Яндекс изначально нацелена на получение прибыли. Забота об удобстве пользователей при данных обстоятельствах уходит на второй план.
Конечно, владельцев качественных сайтов не лишат шансов на попадание в ТОП. В противном случае из-за низкого качества контента, размещаемого Яндексом, пользователи постепенно начнут использовать конкурирующие поисковые сервисы. Поэтому в борьбе с тем же Google Яндекс никогда не пожертвует интересами клиентов. А вот оптимизаторам придется путем скрупулезного анализа добывать по крупицам информацию, которая поможет завоевать симпатии «Дублина».
Интересно, что в произошедших изменениях наблюдаются и положительные моменты. Обновленный алгоритм поиска может привлечь на сайт целевой трафик, в результате чего количество отказов будет уменьшаться. Согласно данным, предоставленным Яндексом, теперь информацию можно находить на 14% быстрее, а рейтинг кликов увеличился ровно на треть. Однако делать выводы рано. Хотя теперь можно утверждать, что оптимизация качественного сайта под требования дублинского алгоритма – не такое уж гиблое дело.
Что нужно предпринять, чтобы не терять позиции после введения нового алгоритма
Если занимаетесь продвижением «белыми» методами, не стоит паниковать. Работа прежнего поискового алгоритма «Калининград» наглядно доказала это. «Дублин» – это лишь дополнение платформы, целью которого является улучшение результатов поиска. Это означает, что не должно быть никаких фундаментальных изменений в принципах ранжирования. Но, чтобы удерживать и укреплять позиции, придется активно работать над сайтами. С подобной политикой Яндекса оптимизаторы еще долго будут загружены работой.
Единственной проблемой для продвиженцев является сложность удаления позиций сайтов. Возможность адекватной оценки затруднена тем, что после нескольких запросов на протяжении одной поисковой сессии выдача становится персонализированной. Это вносит путаницу в процесс определения реальных позиций ресурса. Вероятно, что в ближайшем будущем будет найден простой и эффективный способ решения данной проблемы, а в остальном оптимизаторов ожидают стандартные мероприятия:
- Расширение семантического ядра сайта. Поисковое продвижение, адаптированное к персонализированной выдачи, учитывает не только транзакционные (коммерческие), но и информационные запросы. Эта мера обеспечит поток качественного трафика.
- Анализ целевой аудитории. После внедрения дублинского алгоритма нужно повторно с большей тщательностью пересмотреть интересы, предпочтения и мотивацию потенциальных потребителей. Полученные данные обеспечат сайту максимальный поисковый трафик.
- Добавление на сайт интересного и качественного контента для целевой аудитории. Проводится анализ данных Google Analytics и Яндекс.Метрики, что позволяет совершить выгрузку по запросам. Это дает возможность посетителям попасть на ресурс из органической выдачи. После сортировки на информационные и коммерческие запросы, определяются актуальные для пользователей темы статей. Дальше дело техники и копирайтеров.
Если возникают более серьезные проблемы с выдачей сайта, владельцам ресурсов рекомендуется провести тщательный поисковый SEO-аудит, включая анализ конкурирующих сайтов. Есть вероятность, что кто-то начал раньше оптимизировать «Дублин». Поэтому теперь данные ресурсы имеют более высокий рейтинг.
Своевременные корректировки первоначального стратегического плана, подразумевающие не только обновление коммерческих заказов, обеспечат клиентов оптимальным подбором интересующих услуг и товаров. Дополнительно вышеперечисленные мероприятия повысят процент целевой аудитории, что также учитывается алгоритмом «Дублина» при персонализированной выдаче.
Не зря Яндекс собирает всю возможную информацию о своих пользователях. Эти данные анализируются и затем используются в коммерческих целях. Если проводить аналогичную политику в рамках одного или нескольких сайтов и их целевой аудитории, а также умело применять полученную информацию с учетом последних изменений, то увеличиваются шансы на попадание в ТОП. Такие аналитические и шпионские действия требуют задействования материальных и человеческих ресурсов. Но будущие дивиденды от сайта покроют больше, чем было потрачено.